В 2014 году в Минске могут построить 370 тыс. кв. метров торговой недвижимости, что почти в два раза больше чем годом ранее

27.07.2014
115 +1
№ 128
Минск переживает бурное развитиеторговой недвижимости. Рынок таковой характеризуется увеличением объемов предложения, ростом арендных ставок и ужесточением конкуренции. Помимо этого на рынке назревает изменение структуры спроса, что может стать дополнительным толчком к развитию сегмента торговой недвижимости.

Так в 2013 году на рынок было выведено 179 тыс. кв. метров качественной торговой недвижимости. В 2014 году это же значение может достигнуть 370 тыс. кв. метров. Новое предложение оказывается качественнее уже имеющегося, что повышает конкуренцию между владельцами ТЦ. В наименее приспособленных к современной торговле объектах ставки аренды снижаются, в то время как конкурентоспособные объекты наоборот демонстрируют их прирост. Они же являются и драйверами роста средних ставок аренды. Например, средняя стоимость аренды торговой недвижимости размещенной в базе портала KvartiraDom.by и экспонируемой в Минске увеличилась с января по июнь на 4.18% до 5 083 181 бел. руб. или 506$ за кв.м. в год.

Одновременно с увеличением нового предложения изменяется и его структура. Так если ранее по степени обеспеченности торговой недвижимости лидировал Советский район, то сейчас в лидеры выходит Фрунзенский, что обуславливается общей активизацией строительства ТЦ в спальных районах города.

На фоне изменения предложения готовится трансформация пула арендаторов. Белоруссия стоит на пороге прихода международных розничных сетей, для которых впервые были построены подходящие ТЦ. В их числе значатся "Арена-Сити", "Галилео" и "Замок". Так же новаторским является первый в Белоруссии ретейл-парк ALL House.

Приход в страну международных компаний окончательно закрепит переход рынка торговой недвижимости на новый этап развития. Однако говорить об этом как о свершившемся факте пока рано. Несмотря на отдельные прецеденты, большая часть международныхсетей постоянно откладывают начало своего бизнеса в Белоруссии.

В данном контексте в сообщении компании "Colliers International" отмечается: "Причина такой ситуации в том, что иностранные операторы предъявляют жесткие требования не только к техническим характеристикам и инфраструктуре торговых центров, но и к ставкам арендной платы, которые в нашей стране постоянно растут".

Помимо этого Андрей Алешкин, директор брокерского подразделения "Colliers International" отмечает: "Сегодня потребителю предоставлен, куда больший выбор, чем даже год назад. Хотя будем реалистами: многих брэндов, которые хотели бы видеть жители Беларуси, нет. Мне видится здесь три причины. Первая лежит в политической плоскости. Отношения между политическими элитами нашей страны и запада несколько натянуты, поэтому Беларусь и в плане экономики для многих западных компаний некое «белое пятно» на карте. Вторая – рынок Беларуси не столь емкий, чтобы сюда стремились международные компании, опустив все прочие условности. И третья причина – качество предлагаемых в аренду торговых площадей. У большинства крупных международных сетей очень жесткие и строгие требования к торговым объектам".

На этом фоне возникает вопрос о целесообразности поддержки иностранного капитала государственной властью страны. Будет ли это сделано,покажет ближайшее время. Пока же белорусы ждут всемирно известные бренды, а местные застройщики готовят торговые площади для их реализации.

Кулюк Павел

Автор публикации yesdreamtravel