Рынок торговой недвижимости Минска извлечет выгоду от кризиса

05.04.2015
99 +1
№ 154
В 2014 году рынок торговой недвижимости Беларуси характеризовался снижением товарооборота, объемов строительства и арендных ставок. Помимо этого на рынке отмечалось увеличениедоли вакантных площадей. Отмечаемые тенденции оказывали прямое влияние друг на друга. Рассмотрим более детально сложившиеся рыночные тренды.

Первой негативной тенденцией на рынке торговой недвижимости Беларуси стало снижение объемов розничных продаж, что было вызвано общей нестабильностью социально-экономической ситуации в стране. Под воздействием снижения товарооборота многие ритейлеры решили оптимизировать занимаемые торговые площади. Это неминуемо привело к увеличению доли вакантных площадей. Об этом сообщается в сообщениикомпании Colliers International.

При этом там же детализируется, что активнее всего освобождались торговые площади в ТЦ первых поколений. Именно в них было много небольших павильонных помещений занимаемых частными предпринимателями. Таковые, испытывая проблемы с сертификацией товаров были вынуждены попросту свернуть свой бизнес. В свою очередь международные торговые сети, отмечая негативные тенденции в экономики Беларуси, отложили выход на рынок страны, что в целом оказало нисходящее давление на спрос. С учетом того, что последние ТЦ ориентировались именно на крупных арендатороврешение международных ритейлеров о приостановке начала работы оказалось губительным вдвойне.

Видя все это,девелоперы вполне оправданно решили свернуть реализуемые проекты. План по строительству новых ТЦ в Минске был выполнен лишь на 35%. Всего было введено в эксплуатацию 13 ТЦ общей площадью в 130 тыс. кв. метров. Это оказалось меньше данных 2013 года, когда построили 179 тыс. кв. метров качественных торговых площадей. Причем снижение объемов строительства негативно сказалось на качестве ТЦ. Ведь в эксплуатацию планировалось ввести объекты намного более совершенные, чем те, которые строились еще несколько лет назад.

При этом значительная часть новостроек относилась к объектам ориентированным на реализацию мебели. Причем для продажи таковой даже в составе складских комплексов открывались демонстрационные магазины. Это увеличило объем предложения в узкоспециализированном сегменте торговой недвижимости, что оказало на него нисходящее давление.

Таковое будет оказываться на рынок и в 2015 году. Происходить это будет как за счет общей экономической нестабильности, так и ввода в эксплуатацию новых ТЦ. Вместе с тем негативный тренд будет иметь и одну положительную черту. Речь идет о конкуренции. В складывающихся условиях продолжат успешно функционировать лишь немногие качественные ТЦ с хорошей локацией. Все остальные объекты станут малорентабельными. Из них будут уходить состоятельные арендаторы. При этом дальнейшее сворачивание торговли может негативно сказаться и на конечных покупателях товаров. Они могут оказаться перед фактом снижения выбора товаров и ухудшения условий их приобретения.

Кулюк Павел

Автор публикации yesdreamtravel