В Витебске аренда помещений в ТЦ может стать альтернативой владению собственным магазином

26.06.2016
314 +2
№ 186
В июне для покупки самого маленького магазина в Витебске требовалось 461 млн. руб. В то время как для аренды 1 кв.м. торговых площадей было необходимо 100 тыс. руб. в месяц. Розничные магазины в городе сдавались по цене в два раза выше, чем торговые блоки в ТЦ. При этом цена продажи последних была почти в 3,5 раза меньше чем небольших торговых точек. Таковые находятся под давлением со стороны постоянно увеличивающейся численности крупных ТЦ. Это может привести к изменению тактики действий розничных продавцов. Рассмотрим более детально ситуацию, сложившуюся на рынке торговой недвижимости Витебска в июне 2016 года.

Предложение и его цена

В июне 2016 года в Витебске функционировало 10 торговых центров площадью от 5 до 48,6 тыс. кв.м.К крупнейшим из них относились БЦ "Марко-Сити",ТЦ Корона и ТРЦ "Мега",ТДЦ "Беларусь". Последний считается центральным ТД Витебска и насчитывает 400 торговых павильонов и офисов.

Ни в одном из десяти торговых центров Витебска не удалось обнаружить реализуемые торговые площади. Предложение аренды анонсировалось в четырех из десяти объектов. Однако это не значит, что в других ТЦ арендуемых или продаваемых площадей нет. Об этом лучше осведомится в ходе личного визита к администрации торговых точек. Так же поможет личная беседа с арендаторами объектов. Возможно, в ТЦ практикуются договора субаренды,и вам удастся арендовать торговую площадь кем-то снятую ранее. Частные примеры обнаруженных предложений в ТЦ Витебска свидетельствуют о стоимости арендыв размере 5-10 долларов или 100000-200000 руб. за кв.м. в месяц. Более детально ключевые характеристики торговых центров города представлены на нижеследующем изображении.

При отсутствующей продажи помещений в ТЦ,желающие могли приобрести в Витебске розничные магазины, и даже бывший супермаркет одной из известных розничных сетей.

Площадь реализуемых объектов варьировалась от 40 до 1615 кв.м. Их же цена колебалась от 461 млн. руб. до 40 млрд. 483 млн. руб. за объект. Средняя стоимость продажи розничных магазиновсоставляла 25,5 млн. руб. за метр квадратный. Всего на рынке продавалось 6 объектов стационарной торговли. В данное число входят лишь действующие точки продаж. Объекты свободного назначения или объекты пригодные для перепрофилирования в торговые точки не учитывались.

Отдельно стоит упомянуть крупное здание, реализуемое в Октябрьском районе на проспекте Московский, 57-А. Данный объект позиционируется владельцем как пригодный для создания торгового центра. Площадь этой недвижимости составляет 12 тыс. кв.м. при цене в 7,02 млн руб/кв.м.Дополнительная информация по объекту отсутствует. Поэтому трудно судить пригоден ли он для создания ТЦ. Однако если проект удастся реализовать, то в Витебске появится одиннадцатый по счету и шестой по величине ТЦ. О том, как выглядят действующиеторговые центры Витебска,свидетельствуют нижеследующие фотографии.

ТЦ Марко-Сити

Фото с с сайта http://www.marko-city.by/

ТДЦ Беларусь

http://norske.bloger.by/274/

На этом фоне средняя стоимость аренды розничных магазиновв городе составляла 322929 руб. за кв.м. При этом разброс арендных ставок равнялся 200439-445420 руб/кв.м.

Всего в аренду предлагалось 32 объекта стационарной торговли. Обобщенная информация о стоимости продажи и аренды торговых центров розничных магазинов представлена на нижеследующем изображении.

Специфика аренды и покупки торговой недвижимости

Покупая или арендуя торговую площадь необходимо, прежде всего, обращать внимание на пешеходный трафик вдоль магазина. Вероятнее всего этих данных у продавцов или арендодателей магазина нет. Вследствие чего вам лучше самим в пиковое время нагрузки пересчитать количество людей проходящих мимо магазина. Как правило, для розничных магазинов на главных улицах это время составляет с 17 до 19 часов в субботу и воскресенье. ТЦ в спальных районах характеризуются аналогичным показателем с 17 до 19 часов в будний день. Количество проходящих мимо пешеходов является одним из базовых значений при расчете объема продаж самого магазина по методу "шести ворот". Т.е. зная количество потенциальных покупателей,вы сможете рассчитать возможные объемы продаж и как следствие дохода от эксплуатации торгового магазина.

Помимо этого стоит учесть качество самого помещения, присутствие рядом прямых конкурентов магазина, наличие парковки, маршрутов общественного транспорта и общей численности населения в сопредельном с магазином районе.

Необходимость ремонта может существенно снизить прибыль, а то и вовсе задержать начало торговли. Чем больше людей проходит мимо магазина или живет рядом с ним, тем лучше. В радиусе 1 км. от наиболее успешных ТЦ Витебска проживает от 20 тыс. до 50 тыс. человек. Нахождение вокруг вашей торговой точки такого количества горожан станет гарантией солидных объемов продаж.Наличие маршрутов общественного транспорта повышает возможность приобретения покупателей из других районов города. Примеры действующих ТЦ в Витебске свидетельствуют о том, что к наиболее успешным из них можно добраться шестью и более маршрутами общественного транспорта. Это количество может считаться ориентиром при оценке транспортной доступности магазина.

При заключении договора аренды необходимо оговорить возможность снижения стоимости аренды или привязать цену таковой к розничному обороту самого магазина. Так же необходимо оговорить валюту, в которой оплачивается заключенный договор, возможность сдачи помещений в субаренду. Предпочтительнее ставки аренды привязать к национальной валюте и добиться от арендодателя разрешения на сдачу площадей в субаренду. Это защитит вас от колебаний обменного курса и позволит компенсировать убытки в случае снижения товарооборота и освобождения ранее арендованных площадей.

Арендуя торговые помещения в ТЦ необходимо обращать внимание на "якорных" арендаторов объекта. Под ними подразумевают известные компании, снимающие подавляющую часть площадей ТЦ. Чем известнее данные бренды тем активнее ТЦ посещают покупатели, а следовательно лучше идет торговля у владельцев иных магазинов в торговом центре.

Отдельно стоит упомянуть, что аренда или покупка уже работающего магазина является более целесообразной, чем аналогичные действия по отношению к вновь открывшейся торговой точки. А ввод таковых в Витебске продолжается, не смотря на кризис. Так в 2016 году в Витебске должно открыться еще два торговых центра. Речь идет о ТЦ "Корона" на улице Гончарной, 11 и ТЦ "Омега" на проспекте Строителей у рынка "Ольга". Данные центры открываются в период экономической нестабильности, что позволяет надеяться на более низкую стоимость аренды помещений. Вместе с тем подобные объекты заполняются арендаторами незначительно, что существенно влияет на посещаемость объектов и снижает объемы продаж уже имеющихся торговых точек. Вследствие этого арендовать помещения во вновь открывшихся ТЦ надо крайне осторожно. Делать это лучше хорошо раскрученным компаниям.

Прогнозы

С учетом двух строящихся и одного здания продаваемого для создания ТЦ,в Витебске может появиться в ближайший год-два еще три торговых центра. На фоне снижающейся покупательской способности и уже имеющихся вакантных площадей ввод новых объектов может обрушить стоимость аренды ТЦ. Это стоит учитывать арендаторам собирающимся только начинать свой бизнес или желающим поменять точку продажи. Возможно, к концу года это можно будет сделать по намного меньшим ценам, чем сейчас. Вместе с тем сегмент розничных магазинов будет демонстрировать более устойчивый уровень цен, чем ТЦ. Вследствие этого сделки с данным типом недвижимости по данной причине откладывать не целесообразно.

Вместес тем крупные ТЦ продолжат оставаться наиболее доступным для арендаторов форматом торговой недвижимости. Они же будут характеризоваться наибольшим объемом продаж и популярностью у жителей города.

Вследствие этого аренда помещений в ТЦ может стать альтернативой владения собственным магазином.

Кулюк Павел

Автор публикации yesdreamtravel